Катынь. На нас крови нет. | Красная линия (www.rline.tv)
http://www.rline.tv/programs/tochka-zreniya/video-15295/
Далее запись слов Стрыгина
Весной 1940 года руководством Советского Союза было принято решение о репрессировании 25-26 тысяч польских граждан. Их осуждение произошло в особом порядке. Это была странная процедура советского правосудия, но абсолютно законная.
Одна часть этих польских граждан, условно назовем их "офицерами", попала под Смоленск в Вяземский исправительно-трудовой лагерь. Их было около 12 тысяч, из них восемь тысяч офицеров и остальные - из других социальных групп. Летом 1941 года они попали в плен немецким войскам, точнее, были интернированы немцами. Расстреливали их, естественно, немецкие военнослужащие.
...
Дальше началась война, и была первая амнистия 12 июля 1941 года. По этой амнистии офицеры из Вяземского лагеря были освобождены. Поэтому их и не смогли эвакуировать, поскольку освобожденных конвоиры уже штыками гнать не имели права. Им предложили добровольно эвакуироваться в советский тыл, большинство отказалось. Остались дожидаться немцев.
...
Тем же, кто остался дожидаться немцев, немцы предложили сотрудничество, но выдвинули условие - присяга на верность Гитлеру. Поляки отказались, только 10 % офицеров дали согласие. Остальных 90 % немцы признали политически неблагонадежными и расстреляли, у немцев была такая процедура - определенная категория военнопленных признавалась политически неблагонадежной и ликвидировалась.
10 % офицеров из Вяземлага немцы осенью 1941 года вывезли в Западную Европу в офицерские лагеря, где большинство из них досидели до 1944-45 года, это группа в несколько сотен человек, и многие вернулись после войны в Польшу, хотя поляки об этом факте умалчивают.
Но большинство, их было около 11 тысяч, были расстреляны в Смоленской области, там же немцы расстреляли еще какое-то количество пленных польских офицеров, доставленных из лагерей Западной Европы.