Вопросы , с которыми нам предстоит разобраться , многочисленны и крайне важны.
Итак , случайно ли немцами было обнаружена могила № 8 ? Почему ими была прекращена эксгумация ? Какое количество польских военнопленных из неё успели извлечь? Были ли внесены их фамилии в "Амтлихес" ? Какое количество тел находилось в ней изначально ?
Последний вопрос не имеет точного ответа . А как может быть иначе , если доктор Бутц , указав точные размеры всех могил , не сделал того же самого ( пусть приблизительно ) в отношении последней из " чудесно обнаруженных".
А показания поляков существенно отличаются друг от друга .
Вначале предоставим слово Мацкевичу . В перерывах между всхлипываниями по невинно убиенным ( кто убийцы , Мацкевичу было известно с самого начала ) и приступами благородного гнева , автор пытается анализировать полученные им сведения :
" За несколько дней до окончания эксгумационных работ, 1 июня, рабочие обнаруживают очередную, восьмую могилу. Это небольшая могила. Согласно оценке Польского Красного Креста, в ней не может быть больше ста тел. На первых трупах, извлеченных из этой могилы, нет ни теплой одежды, ни шинелей. Найденные на них русские газеты «Рабочий путь» за 1 и 6 мая 1940 года указывают на то, что они были убиты позднее, в мае, когда уже было тепло. Это вполне совпадает со свидетельством о ликвидации лагеря в Козельске, согласно которому 10 и 11 мая 1940 года оттуда вывезли 100 человек, впоследствии пропавших без вести (см. Приложение 4). Если этих сто человек прибавить к 4143 обнаруженных в остальных могилах, сумма будет почти точно соответствовать числу без вести пропавших из Козельска."
http://www.katyn-books.ru/library/mackiewicz-katyn17.htmlНу чтож , можно записать : не более сотни тел. Ссылка на работников Польского Красного Креста ( без оглашения их фамилий). А читал ли Мацкевич отчёт Скаржинского ? В нем приведены несколько иные сведения :
" В восьмой могиле, судя по ее установленным размерам, число трупов не должно превышать нескольких сотен."
То есть , несколько сотен вполне допустимы. Принято. Но как быть с другим великим специалистом ,Водзинским ? Он и со Скаржинским не соглашается :
" Могила № 8, расположенная на расстоянии около 100 метров от комплекса остальных могил, была разобрана лишь частично. Однако, сравнивая ее размеры с размерами других могил, можно предположить, что она вмещала примерно от 150 до 200 трупов."
http://www.katyn-books.ru/library/katinskaya-drama11.htmlИ с грустью приходится констатировать , что польские очевидцы событий нам не помощники : складывается впечатление , что они не столько излагают факты , сколько пытаются подогнать цифры под неизвестный на тот момент им ответ ( общую сумму военнопленных Козельского лагеря , перевезённых в апреле - мае 1940 в распоряжение Смоленского УНКВД.
Оказались они вполне достойными учениками Геббельса. Не знаю , кто разрабатывал детали операции у немцев , но именно на "неопределённость цифр" это лицо ( эти лица) очень даже рассчитывали: одна из самых больших опасностей , которая была перед ними - несовпадение одного числа ( найденных тел) с реальным количеством перевезённых ( пусть даже несущественное отклонение ) могло привести к краху всей их затеи . Вторая ( но не последняя )проблема : расположение поляков в могилах . Имеем два варианта : попытаться воспроизвести их согласно этапам , либо хаотично. Немцы не рискнули пойти на первый вариант ( вполне благоразумно ), ибо должны были обладать для его реализации 100 % информацией , которой у них не имелось. Тогда был задействован вариант № 2 с уточнением : время от времени немцы прилежно воспроизводили очередной наряд , а потом сбивались с него . Мною уже пересчитано количество таких сбоев в отношении лишь первой четверти эксгумированных ( по № 1024).
Какой , вы полагаете оказалась цифра ? Давайте в порядке сохранения интриги я пока утаю её , а в одном случае , о котором напишу чуть позже , несколько сомневаюсь и хочу данный случай вынести на суд нашей общественности : учитывать или нет.
Для " зрителей"- поляков немцы начинают разыгрывать спектакль : вынимают поляков из разных могил , эксгумируя их без всякой системы . При этом роняют документы из одних пакетов , а перекладывают их в другие . Поляки должны усвоить : немцы - совершеннейшие профаны в вопросах эксгумации и потому почти все нестыковки можно будет списать на их непрофессионализм.
Но была предъявлена и иная домашняя заготовка : немцы объявляют число расстрелянных - 10 - 12 тысяч. Ну , а теперь поляки могут обнаружить свою " принципиальность" , разбив вдребезги ложь немцев ( что они и делают ) , а попутно немецкие ляпы возможно объяснить стремлением накрутить количество поляков до объявленной цифры. Уверяю вас : немцы не собирались искать ни 10 , ни 12 тысяч , не следует их считать идиотами. Всё ( почти всё) им было известно. Смотрите сами сообщение их агента , содержавшегося в Козельском лагере :
"Наш информатор пребывал в Козельске с 11 ноября 1939 по 1 мая 1940 года. Его информации принципиально совпадают с уже полученными ранее сообщениями.
Список военнопленных включал 5000 человек. Старшим лагеря был майор Малиновский, который возглавлял все переговоры с советскими властями...."
http://www.katyn-books.ru/library/katinskaya-drama8.htmlЕсли полный список военнопленных Козельского лагеря насчитывал 5000 человек , но в Смоленск были отправлены не все , то следует указать цифру между 4 и 5 тысячами. А чтобы иметь возмосность уклониться от указания точного числа ( а заодно , и продемонстрировать майские этапы ) была и придумана " в последний момент найденная " могила № 8. Однако тут как тут " жара и мухи , опасность распространения эпидемии..." - и эксгумационные работы сворачиваются в экстренном порядке , попробуйте теперь догадаться , сколько всего тел было в восьми могилах . Столько , чтобы совпало с цифрами НКВД. Вновь обращаю внимание на следующий момент: нашим оппонентам довольно уютно при отсутствии конкретных данных , а при появлении точных сведений их версии лопаются подобно мыльным шарам.
Пора приступать к изучению вопросов : сколько поляков извлекли из могилы № 8 и внесли ли их в эксгумационные списки. Современные польские пропагандисты убеждают нас ненавязчиво : в "Амтлихес" попали лишь находившиеся в семи могилах.
"5. Следует признать доказанным нахождение в катынских могилах 4151 жертвы. Техническая комиссия ПКК эксгумировала из I могилы — 2500, из II — 700, из III — 250, из IV — 150, из V — 51, из VI — 250, из VII могилы — 250 трупов. Идентифицировать удалось 2730 останков. Из VIII могилы, оцениваемой на 150 — 200 тел, эксгумировано всего десять."
Во - первых , откуда у них цифра 4151 ? Польский список заканчивается на № 4131.
На той же цифре останавливаются и немецкие сводки. Правда ,"Амтлихес" приводит 4143 ( последние номера никак не расшифрованы , и это крайне подозрительно - явно ведь приписали 12 лишних!) . Но и это не всё : поляки плутовски причислили всех 4151 к могилам с 1 по 7. Прежде они лгали по - иному :
"Во время работы Технической комиссии ПКК в катынском лесу в период с 15 апреля по 7 июня 1943 года эксгумировано всего 4243 трупа, из которых 4233 изъято из семи могил..."
Цитировался всё тот же Скаржинский.
А теперь - слово Бутцу :
" Тринадцать трупов польских военных, извлеченных из могилы № 8, после вскрытия, исследования и отбора доказательного материала, были вновь похоронены в той же могиле"
Нет слов : до 13 посчитать не могут ! Или до 10 ? Пока оставим вопрос открытым. И перейдём к иному . Сторонниками версии Бурденко принято считать :в эксгумационных списках не содержится имён тех , кого немецко - польские копатели разыскали в восьмой могиле ( что вполне устраивает поклонников доктора Геббельса) - ой , как мы заблуждались !
В сводке за 4 июня 1943 небезызвестный Фосс прямо указал :
" №№ 4075 - 4084 относятся к извлечённым из могилы , обнаруженной 2 июня"
ГАРФ ф. 7021 оп. 114 д. 34 л. 223
И с датой обнаружения - сплошная путаница : У Бутца и поляков это знаменательное событие произошло 1 июня.
Впрочем , к тому времени мне уже было известно , что немцы всё - же зачислили найденных в восьмой могиле , в общий реестр. Первым делом , добравшись до нарядных ведомостей , признаюсь , переписал себе все фамилии
"майских поляков" с намерением отыскать их в "Амтлихес". Понятно , что нашёл . Даже сразу убедился , при их рассмотрении . Помог вот этот персонаж :
4077. Rożanski, Wojciech, Uffz., geb. 14.8. 1920 in Warschau.
1 Zeugnis d. Gymnasiums, Schulausweis (unleserlich), Besitzurkunde des Schützenvereins, Sportausweis, 1 Zettel mit seinem Namen.
С Ружанского и начинается майский наряд 054 /3.
Итак , он значится в нём под № 1. Прочие :
Боберский Леон - № 13.
Ковальский Ян ( в польском списке - Ёжи) - № 18.
де Копфф Леон - № 35.
Поразинский Ёжи - № 5.
Свитов Александр ( в нашем списке - Свитовт) - № 8.Номер наряда совпал у всех.
Яроемкевич Юлиан - 059/1,порядковый № 15.Вполне возможно , и он был отправлен не 11 (последним этапом), а 10 мая. Арифметика несложна : наряд 054/3 на 54 человека , было отправлено 70 человек. Судя по немецким данным ( порядку эксгумации ) в подобных случаях наши брали значащихся под первыми номерами из соседнего наряда. Хотя в данном случае два человека были этапированы в мае из апрельских списков . Наряды выписаны на 167 человек - отправили 168, при этом под № 47 в последнем наряде упомянут Дёрн Вильгельм , 1916 г.р. Однако его в Смоленск не этапировали . См. список оставшихся в Козельском лагере на 19 мая 1940
1. а)Дерн
Вильгельм Вильгельмовича) 1916 г.р., д. Выпучки, Дрогобычского уезда, Львовского в-ва Подхорунжий
действительной службыб) в) По национальности немец, подданство быв. польское, из рабочих, отец является стрелочником на жел. дороге. Родители в январе м[еся]це 1940 г. переехали в Гипштадт (Германия). В сентябре м[еся]це 1938 г. был призван на действительную службу в быв. польскую армию, где по окончании школы подхорунжих служил командиром отделения 54-го пехотного полка. До 1938 г. являлся учеником гимназии.
http://www.katyn-books.ru/archive/1940_2000/doc/82doc.htmlСпециально оставил напоследок значащегося под № 4075 в "Амтлихес" Холевицкого Станислава . Поскольку он был передан Смоленскому УНКВД, скорее всего , не в мае : его имя - в наряде 036/4 от 18 апреля под № 46.
Наиболее вероятная дата его отъезда из Козельска - 21 апреля. Разумеется , он может быть одним из двух "апрельско - майских ", однако у меня на сей счёт есть иная кандидатура (правда , одна). Из апрельского политдонесения :
" Отдельные офицеры распространяют слухи, что военнопленных, независимо от места нахождения семей, направляют в Германию и, в связи с этим, высказывают угрозы по адресу тех, которые проявляли лояльное отношение к Советскому Союзу. Последние, желая заслужить доверие, начинают резко проявлять себя антисоветски. Например, на военнопленного Новика [8], за то, что он на русском языке предложил прибавить в печь дров, на него набросился военнопленный Табачинский и не только оскорблял, но и угрожал, что «по освобождении из плена рассчитается с ним». Табачинский был посажен на гауптвахту на 20 суток. Пытаясь отомстить за Табачинского, военнопленные Ружанские (отец с сыном) хотели побить Новика. Ружанские посажены на гауптвахту."
Обратили на себя внимание комментарии катыноведов : если о Новике или Табачинском ими была дана подробная информация с указанием номера наряда на отправку , то Ружанских охарактеризовали скупее :
"Ружанский Конрад (1892—1940), подпоручик резерва, юрист, и Ружанский Войцех (1920-1940), капрал."
Что -то им не понравилось . Собственно , обратив внимание на отсутствие информации , я и ожидал увидеть их обоих в майских списках ( а то ,что Ружанский Войцех значился в "Амтлихес" уже мне было известно). Однако старшего Ружанского затребовали в апреле(035/3 от 16 апреля , порядковый № 53, основная его часть уехала из Козельска 19 числа). Думаю , что дебошира Конрада вполне могли придержать на гауптвахте и отправить не в один день с сыном ( обычно НКВД родственников разделял , впрочем ,это касается Москвы. )
А с Холевицким , по - моему , случалась иная история . Гипотеза следующая : немцы , показав его нам и почему -то в первый раз рассекретив информацию о том , из какой могилы эксгумированы поляки (и в последний), пресекли наши попытки просчитать количественный состав восьмой могилы . Казалось бы , чего проще : возьми 168 - 10 и получи конечный результат - ан , нет : "там и апрельские поляки имеются " - как бы сообщают немцы.
Возникает вопрос : а почему в списках ( абсолютно во всех ) нет тех , о ком нам поведал Бутц ? Михала Карлинского и Владислава Чарнушкевича ?
Была у меня версия ( кажется , недостаточная), что немцы тем самым накрутили на 10 человек итоговый результат, но... Ведь они отсутствуют и в первых ( первых ли?) списках , о них промолчали и поляки. И вообще , неясно , куда их разместить -то в "Амтлихес"
4073. Dworzecki Bohdanowicz, Josef, Ltn. Eintrittskarte, 1 Brief, Visitenkarten.
4074. Sachowski, A.-Ing., Marine-Offizier. 1 Dienstausweis, Impfzettel.
4075. Cholewicki, Stanislaw, Hptm. Impfzettel, Visitenkarte.
4076. Boberski, Leon, Ltn., geb. 17. 6. 1904 in Posen.
Res.-Offz.-Ausweis, 1 Pers.-Ausweis, 1 Postkarte.
Свободен лишь № 4085
4085. Uniformierter.
Но разве данный военнопленный может быть хоть как -то идентифицирован ?
Да , и , странная сложилась бы картина : немцы завершили № 4084 день 4 июня , а потом 6 числа вынули оттуда ещё одного "обитателя" могилы № 8 - и на этом завершили её исследование.
Есть и ещё один странный момент : ведь Карлинского переводчики на русский из отчёта Бутца выбросили . А вот , что о нём сказано :
"Die erste von mir aus Grab 8 untersuchte Leiche — Fähnrich Michael Karlinski, geboren am 12. 9. 1898 in Bugaj, Woiwodschaft Posen — führte neben alltäglichen Dingen wie Ledergeldbörse mit wenig Hartgeld, Tabaktasche aus Leder mit Majorka-Tabak gefüllt, Zigarettenpapier und einer Druckschrift von Wladyslaw Broniewski „Auswahl von Gedichten” eine Bescheinigung des Kommandeurs des Batl. des polnischen Grenzschutzes „Budslaw” vom 4. 10. 1939 mit
45
sich, aus der hervorgeht, daß Karlinski zum Bataillon dieses Grenzschutzes gehörte, am 24. 9. 39 unter dem Kommando von Major Backowski die Grenze nach Litauen überschritten hatte und danach im Militärlager Birsztany interniert worden war."
Выскажу предположение , из - за чего упоминание о Карлинском исчезло : обнаруженное при нём засвидетельствовании безымянного командира батальона с датой интернирования его 24 сентября 1939.
Сверим информацию с данными польских сайтов :
"Po 17 IX 1939 inter- nowany na Litwie, a w XI przekazany NKWD ZSRR"
http://nekropole.info/pl/Michal-KarlinskiИмеется и путаница с названиями : нынешние польские исследователи относят его к батальону КОП "Слободка" , но мне доводилось читать , что батальон "Слободка" входил в полк "Будслав". Не будем спорить , пусть так. Однако , в 20-х числах "Слободка" уже находилась на Волыни , на значительном расстоянии от Литвы
"Удалось установить, что батальон КОП «Слободка» в апреле 1939 года был направлен к городу Августову. 13 сентября 1939 года он бился с фашистами на Сувальшине, а позже вместе с третьим пехотным полком КОП переброшен на Волынь в район Ровно, где 23 сентября у деревни Радошын капитулировал."
http://www.istpravda.ru/bel/digest/9248/И кому предъявлять данное свидетельство намеревался Карлинский? Похоже , очередная фальшивка.
.