Правда и ложь о Катыни
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Правда и ложь о Катыни

Форум против фальсификаций катынского дела
 
ФорумПорталГалереяПоискПоследние изображенияРегистрацияВход

 

 Разведки СССР и Чехословакии тесно сотрудничали между со6ой

Перейти вниз 
АвторСообщение
Вячеслав Сачков

Вячеслав Сачков


Количество сообщений : 4350
Localisation : Москва / Троицк
Дата регистрации : 2009-05-26

Разведки СССР и Чехословакии тесно сотрудничали между со6ой  Empty
СообщениеТема: Разведки СССР и Чехословакии тесно сотрудничали между со6ой    Разведки СССР и Чехословакии тесно сотрудничали между со6ой  Icon_minitimeВс Фев 13, 2011 7:37 am

"Мы можем быть вам полезны"

Независимое военное обозрение № 9, 2007
Разведки СССР и Чехословакии тесно сотрудничали между со6ой с середины 1930-х годов

Валерий Кочик

Валерий Яковлевич Кочик - историк.

http://www.warmech.ru/war_mech/chehss1.html

15 марта 1939 года гитлеровские войска оккупировали Чехословакию. Одним из главных центров связи разведок СССР и ЧСР стал Лондон, куда перебралась накануне вторжения группа чехословацких разведчиков во главе с Франтишеком Моравцем. Налаживая работу на новом месте сразу по многим направлениям, они создавали линии связи и с советскими коллегами.

Начальник сектора разведки 2-го отдела чехословацкого Главного штаба полковник Эмиль Штранкмюллер вспоминал: "Уже 16 или 17 марта мы встретились с военным атташе советского посольства в Лондоне генерал-майором Черным в квартире нашего военного и военно-воздушного атташе полковника Калы. В присутствии всей особой военной группы, в том числе и меня, полковник Моравец рассказал генералу Черному о последних событиях в Чехословакии и познакомил его вкратце с нашей миссией. Пообещал, что передаст ему результаты разведывательной деятельности 2-го отдела против нацистской Германии в форме заключения нашей исследовательской группы. После того как мы получили свои материалы, которые привез из Праги майор британской разведки Гарольд Гибсон, мы несколько раз встречались с этим советским представителем в его квартире или у полковника Калы".

В дальнейшем взаимодействие двух союзных разведок осуществлялось при посредничестве военного атташе и резидента в Лондоне Склярова, военного атташе майора (затем подполковника) Сизова и советника-посланника, а также резидента советской внешней разведки Чичаева, состоявших при союзных (Польша, Югославия, Чехословакия) правительствах в Великобритании. Штранкмюллер рассказывал много лет спустя: "Информацию "Франты" (сотрудника абвера Пауля Тюммеля. - В.К.) и другие результаты нашей разведывательной деятельности мы передавали полковнику Сизову, который нас регулярно навещал. Сизов или его коллега Чичаев наши материалы сравнивали с имеющейся у них информацией, оценивали ее со своей точки зрения и выводы сообщали нашим людям. Особо важные данные президент Бенеш лично передавал советскому послу Майскому".

К этому нужно добавить, что полковник Моравец, утверждают некоторые исследователи, был завербован советской военной разведкой и действовал под псевдонимом Барон. А возможностями его ведомство обладало немалыми - и на оккупированной территории Чехословакии, и в других странах, причем не только Европы. Множество важной информации поступало от него в Москву. Семен Тимошенко, нарком обороны СССР в 1940-1941 годах, вспоминал: "Донесения нашего военного атташе в Лондоне я получал всегда сразу же, как только они поступали. Были там и данные, которые передавала нам чехословацкая разведывательная служба. Без всякого преувеличения должен сказать, что некоторые из них казались невероятными и даже провокационными. Однако наша проверка этих сообщений и время показали, что в большинстве случаев речь шла о правдивой и удивительно точной информации".

В ряде случаев сотрудничество с людьми Моравца осуществлялось на месте, как, например, в Швеции (Чаславка), Румынии (Пика), Югославии (Гиеке-Стой, Гьюрич), Турции (Пика, Кумпошт), Швейцарии (Седлачек), Иране (Гиеке-Стой). Кроме того, в рядах лондонской службы Моравца находился, по крайней мере, еще один советский военный разведчик - Бедржих Биехал, переброской которого на Запад в 1939-м занимался лично "Директор" -начальник 5-го Управления РККА Иван Проскуров и его опытная сотрудница Мария Полякова. Бедржих и его жена поддерживали связь с Центром с помощью рации. После войны он был награжден советским орденом Отечественной войны 1-й степени (1966).

Развернулось сотрудничество советской разведки и с военными группами некоммунистического Движения сопротивления (ДС) в Чехословакии. Связь с отдельными людьми и группами ДС поддерживали сотрудники Генерального консульства СССР в Праге Мохов (Михайлов), Яковлев, Беер (Конрад). Они занимались этим лично или через посредников.

Одним из таких промежуточных звеньев был подчиненный Мохова руководитель советской разведывательной группы в 1937-1941 годах майор чехословацкой военной разведки Рудольф (или Йозеф) Едличка (Руди). В преддверии войны майор получил от резидента рацию, шифры и расписание выхода в эфир (позывной "Магда"). Помимо собственной информации он передавал в Центр сведения от разведчиков и организаций ДС, в том числе связанных с чехословацким правительством в эмиграции. Среди них одна из крупнейших военных организаций УВОД (UVOD - Центральное руководство Движением Сопротивления в стране).

В своей телеграмме президенту Бенешу в Лондон (30 июля 1940 года) руководители УВОДа назвали Едличку "наш майор, хороший чех на их службе". Взаимодействие УВОДа и еще одной военной группы ПВВЗ (PWZ -Совет пяти "Останемся верны") с резидентурой советской военной разведки становится более тесным с лета 1940 года. Этому предшествовала встреча одного из видных деятелей движения Сопротивления подполковника Йозефа Балабана ("Богуш") с представителем советской разведки ("атташе"), видимо, атташе по печати генерального консульства СССР, помощником резидента Куртом Беером. Он заверил Балабана, что Советский Союз заинтересован в восстановлении независимой ЧСР и поддержании дружеских отношений между двумя странами. Что же касается советско-германского конфликта, то он уже близок и к нему надо готовиться. "Атташе" предложил программу сотрудничества в области разведки, которая предусматривала передачу сведений о немецкой разведывательной сети и агентах, действующих против СССР, о дислокации немецких воинских частей и учреждений в протекторате, о военном производстве на заводах Шкода, ЧКД, Збройовка, причем особое внимание следовало обратить на новые типы танков, создание переправ в Германию через Судеты для советских разведчиков, установление надежной курьерской и радиосвязи с СССР, составление плана выброски парашютистов и оружия, акций саботажа в случае конфликта, прямое сотрудничество советских и чехословацких разведчиков в Германии.

Из этого обширного плана действий практически удалось осуществить не все, на территории протектората наиболее эффективным оказался обмен информацией. УВОД передал советским коллегам данные о том, что война против СССР начнется во второй половине 1941 года, а наступлению будет предшествовать мощный удар авиации. Сообщалось также о переброске войск на восток, в места сосредоточения немецкой армии. Среди этих документов были довольно точные сведения о числе и характере военной техники, о горючем и других материалах, которые перевозились по территории протектората. Ценной была информация о подготовке нацистского наступления на Балканах, о немецком шпионаже в СССР и др. 6 и 14 июня 1941-го Рудольфу переданы новые данные о готовящемся нападении Германии на Советский Союз. Согласно одному из донесений от 27 апреля, нацисты запретили пльзеньской Шкодовке отправлять в СССР произведенную для него продукцию и дали полтора месяца на завершение финансовых операций по советским заказам.

Сведения к Руди поступали с мая 1939-го и от видного историка и публициста, крупного деятеля некоммунистического движения Сопротивления Ярослава Папоушека (Божка), который в 1936-1938 годах контактировал с советской военной разведкой в рамках секретного сотрудничества Разведупра РККА со 2-м отделом чехословацкого Главного штаба. Большую помощь в подпольной работе, в том числе как связная, ему оказывала его жена - Надежда Папоушкова-Мельникова. После войны Бенеш писал (1948), что Попоушек был одним из лучших источников информации о подготовке Германией войны против СССР.

НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

12 января 1941 года в Стамбул из Москвы неожиданно приехал подполковник Людвик Свобода, бывший командир, чехословацкого легиона, сформированного из солдат и офицеров ЧСА в Польше, воевавшего с немцами на территории этой страны и интернированного в СССР. Вместе с ним в Турцию прибыл человек, которого Свобода представил военному атташе Чехословакии в Турции (и руководителю чехословацкой военной разведки на Балканах) генералу Гелиодору Пике как "генерала Фокина -представителя московского центра". Целью визита были переговоры о сотрудничестве разведслужб в преддверии советско-германской войны.

Кем же был посланец Кремля? Некоторую ясность в данный вопрос внес чехословацкий разведчик Франтишек Гиеке (Стой). Вспоминая стамбульский эпизод, он рассказал следующее: "В то время я был болен и лечился в стамбульской больнице. Вскоре после приезда Свобода навестил меня там и сообщил, что в Стамбул прибыл шеф советской разведывательной службы Министерства внутренних дел генерал Фокин".

Более точное название этой должности до февраля 1941-го -начальник 5-го (иностранного) отдела ГУГБ НКВД СССР. А занимал ее тогда, как теперь известно, Павел Михайлович Фитин. О том, что именно он посетил тогда Турцию, говорит и такой факт: впоследствии Фитина наградили грамотой "За освобождение Чехословакии", которая была выписана на имя генерала Фокина и подписана Свободой.

Переговоры начались уже на следующий день и продолжались до 23 января. В них участвовали с советской стороны Фитин и вице-консул в Стамбуле Вершанский (видимо, Лев Петрович Василевский), с чехословацкой - Гелиодор Пика и его заместитель Прокоп Кумпошт. Главные предложения, сделанные "Фокиным", согласно донесениям чехословацких разведчиков, касались прибытия в Москву чехословацкой военно-разведывательной миссии, "чтобы под руководством советского главного штаба организовать разведку на чешских землях, на Балканах и в Германии", а также создать на территории СССР воинские части из чехов и словаков ("когда позволит международная обстановка").

Советский генерал просил поторопиться с ответом, поскольку нападение Германии на Советский Союз, по его словам, "может стать реальностью в течение нескольких месяцев". Фитин выразил уверенность в том, что именно его страна нанесет поражение германскому фашизму и освободит "чешский народ".

То, о чем шла речь в Стамбуле, в конце концов, осуществилось. Миссия во главе с генералом Пикой начала свою деятельность в Москве уже в конце апреля того же года. Но официальной она стала только после 18 июля 1941-го, когда в Лондоне было подписано советско-чехословацкое военное соглашение. Чехословацкая воинская часть (1-й отдельный батальон - 1-я отдельная бригада - 1-й армейский корпус) создается в конце 1942 года, и с марта 1943-го она участвует в боях на фронтах Великой Отечественной. А в 1945-м Красная армия освобождает Чехословакию.
Вернуться к началу Перейти вниз
http://libelli.ru
 
Разведки СССР и Чехословакии тесно сотрудничали между со6ой
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» А. Дюков. Как спецслужбы Литвы сотрудничали с гестапо
» Генштаб и экономика СССР
» Договор о ненападении между СCСР и Польшей 1932 г.
» СССР и Япония
» Расстреливали ли в СССР несовершеннолетних?

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Правда и ложь о Катыни :: Для начала :: Обо всем понемногу :: Польша, Россия, СССР...-
Перейти: