http://unise.ru/inside/politika/vozniknet_li_na_oblomkah_spravedlivoiy_rossii_novaya_partiya
Возникнет ли на обломках «Справедливой России» новая партия?
Прошедший съезд «Справедливой России» сопровождается комментариями такого типа: «Что дальше – окончательная гибель или возрождение?». При этом главным аргументом в пользу того, что впереди «эсеров» ждёт всё-таки возрождение, служит… приветствие съезду от Владимира Путина. Приветствие совершенно дежурное, но раз Путин его всё-таки прислал, значит «Справедливую Россию» в верхах «сливать» ещё окончательно не решили, значит… Ни черта это не значит. Бобик, кажется, сдох окончательно и бесповоротно. И вот почему…
Если кто забыл: начиналась «Справедливая Россия» с того, что 24 марта 2006 года состоялась встреча замглавы президентской администрации Владислава Суркова с тогдашним председателем российской «Партии Жизни» Сергеем Мироновым и 30 депутатами, членами этой самой партии. Сурков тогда чётко сформулировал идею построения в стране двухпартийной системы, при которой в зависимости от обстоятельств Кремль смог бы опираться на одну из двух «системообразующих партий»: «Нет у общества «второй ноги», на которую можно переступить, когда затекла первая. В России нужна вторая крупная партия».
Ну, с правой-то ногой всё понятно с самого начала – это «Единая Россия» и её лоялистский электорат. А вот левой ногой колосса суверенной демократии должна была стать новая партия, которая должна была окучить «…электорат [протестный], который настроен против всех видов администрации».
Идея публике понравилась. А чего бы и не понравиться, коли с одной стороны – уже некоторая стабильность, а с другой – масса неприкаянных политиков губернского масштаба? С кучей неудовлётворенных амбиций, опоздавших к смене элит в 90-х…, но страстно желающих занять местечко в обойме "государственных людей"... Из такой публики самое то соорудить резервную «кадровую партию», готовую радеть о себе, любимой, под какими угодно лозунгами.
Дальше было известно что: 26 августа 2006 появился документ — Соглашение «Об основных принципах объединения партии «Родина», российской «Партии жизни» и «Российской партии пенсионеров». А ещё через два месяца состоялся учредительный съезд, на котором, собственно, название «Справедливая Россия» - «СР» - и появилось.
Надо сказать, что рождалось это название в муках: по первости патриоты-«родичи» и пенсионеры-жизнелюбы рассудили просто – мол, нас, таких, много. А если так, то и партия должна называться незатейливо, но с претензией – ну, например… «Партия Большинства». А называться партейцы будут, соответственно, «большевиками». Простенько и со вкусом. Опять же – КПРФ при таком троллинге от зависти начнет локти кусать и с ума сойдёт…
Однако, то ли сведения о такой «домашней заготовке» попали в печать раньше времени, то ли кто-то из сурковских политтехнологов в последний момент проявил повышенную осторожность, а только с названием в последний момент всё-таки переиграли.
По этому поводу кто-то из журналистов даже съехидничал в заголовке статьи о рождении новой политической силы: «Ждали большевиков, а пришли эсеры».
Заголовок, впрочем, получился излишне оптимистичным. Ни малейшей попытки как-то освоить буквально с неба свалившийся бренд мироновские «эсеры» даже не попытались. Хотя для привлечения на свою сторону симпатий того самого «протестного электората» эсеровский лозунг «В борьбе обретёшь ты право своё!» пришёлся бы как раз впору. Уж чего-чего, а всяких-разных несправедливостей в нашей жизни хоть отбавляй, и кому же бороться за благо простого человека, как не «Справедливой России»?
Благо, что «зарабатывать очки» можно было даже на делах малых и совершенно неполитических – ну там снижения незаконно повышенных платежей за ЖКХ добиться, там с выплатой пенсий разобраться… Лепота… Но лепоты не наблюдалось. Пока «эсер» Сергей Миронов работал председателем Совета Федерации, «Справедливая Россия» никакого интереса к «обретению в борьбе своего права» не проявляла.
Что, впрочем, было совершенно естественно: её функционеры ощущали себя, прежде всего, «кадровым резервом» во власть, а кто же из таких резервистов станет портить себе виды на возможную карьеру ради каких-то там квитков из жилконторы и недовыплаченных пенсий?
Так что выборы 2007 года особого успеха «партии второй ноги» не принесли. Зато зимой 2011-2012 всё случилось именно так, как и задумывалось в 2006-м: «эсеры» и в самом деле собрали голоса «протестного электората» . Благо, что как раз перед тем Миронова из СовФеда выперли за крайне умеренную критику курса ЕдРа, а «эсеры» Геннадий Гудков и Илья Пономарёв даже оказались в лидерах «болотной оппозиции».
Ситуация сложилась анекдотическая. «Партийный аппарат» господ «эсеров» оказался вроде бы между двух огней: «снизу» его подпирал протестный электорат, а «сверху» тянул в борьбу с Кремлём партийный «бомонд» в лице Гудкова, Пономарёва и пр… Тем более, что и мешать этим «видным эсерам» было, вроде бы, некому – «отец-основатель» Сергей Миронов как раз весной 2011 года отдалился от дел, оставив «на хозяйстве» уже совсем никакущего Николая Левичева.
Вроде бы при таком раскладе путь один – в радикализм и несистемную оппозицию? А вот и нет! Как только власть оклемалась, она первым делом сказала «цыц!» лояльным эсерам «среднего уровня». «Думским эсерам» чётко дали понять: коли уж назвались «второй партией власти», то складывайте свои протестные миллионы голосов в копилку «стабильности», а не маршируйте с белыми ленточками на Болотной площади. А если начали маршировать, то не мечтайте о высоких кабинетах.
И сразу началось: из «второй партии власти» резко побежали «пенсионеры» и «родичи». Да потом ещё экс-жириновец Алексей Митрофанов со товарищи наплевал на партийную дисциплину и проголосовал за вотум доверия правительству Медведева – и его тут же исключили за «нарушение партийной дисциплины». Да потом ещё «думские эсеры» выгнали «династию Гудковых» из Госдумы… Да потом ещё «эсер» Левичев отдельно отличился с пилой-болгаркой на выборах мэра Москвы…
Но последнюю логическую точку в возвращение СР к норме «второй ноги власти» стал её недавний съезд, на котором парочка Левичев-Миронов практически повторила тандемную рокировку Медведев-Путин. Хотим, чтобы всё было, как у больших, да…
Впрочем, эта совершенно уже карикатурная демонстрация лояльности «главной ноге» была всё-таки не самым главным событием «эсеровского» съезда. Главным стало то, что Оксана Дмитриева, последняя из заметных и «нелоялных» правительству фигур во фракции СР в Думе, не была избрана на съезде в Центральный совет партии.
Таким образом, процесс очищения «партии власти №2» пришёл к своему логическому концу. «Мироновские эсеры» окончательно решили продемонстрировать готовность быть наилояльнейшей «второй ногой» - и для пущей наглядности окончательно избавились от всех сколько-нибудь ярких фигур в своей декоративной «партии».
Теперь всем должно быть понятно – с «системной оппозиции» допустимы лишь «лидеры» типа Николая Левичева: предельно бесцветные и с электоральным потолком в 3%. Не совсем, правда, понятно, зачем власти такая хилая «вторая нога»… ну да уж это её, власти, проблемы…
На этом фоне совсем уж издевательством выглядят «профессионально политологические» размышления о том, что-де на предстоящих выборах в МосГорДуму «эсеры» «возьмут левее» и будут в своих рядах «искать ярких харизматичных лидеров, способных пройти в Заксобрание Москвы».
Смешно, право, это читать после того, как стало ясно, что история «оппозиционной ноги власти» уже фактически закончилась и её официальные электоральные похороны – лишь дело времени. В общем, всё, что сейчас можно сказать про «Справедливую Россию» - это «Вылезай, приехали - конечная остановка».
Но… конечная остановка – она на то и конечная, чтоб на ней спокойно выйти. И если та же Оксана Дмитриева решится сейчас покинуть «Справедливую Россию», то перспективы перед ней откроются – ого-го!
Во-первых, гордо уйти, да ещё с «расколом в партии» - это такой инфо-повод, какого в нашей пост-советской истории еще не было. Первичный пиар новой партии будет обеспечен, особенно, если старые «мироновские эсеры» ещё раз с треском провалятся на выборах в МосГодДуму в 2014 году.
Во-вторых, при нынешнем благолепии в части организации новых партий, никто Оксане Дмитриевой не сможет помещать зарегистрировать какую-нибудь «партию левых эсеров» (бренд-то, повторим, свободен!)
В-третьих, Оксана Дмитриева не лишена женского обаяния и уже на одном только этом качестве может привлечь симпатии дополнительные симпатии избирателей. И, соответственно, стать подлинной звездой российской политической сферы: женщин-партлидеров, кроме Хакамады, у нас вроде особо не было…
Это если даже не считать того, что Оксана Дмитриева уже сейчас может составить альтернативный проект бюджета. В общем – за «личным составом» такой партии дело бы точно не стало. А партия растущая «снизу» - это уже совсем другой коленкор, такую движуху сурковско-аппаратными играми уже не обуздаешь.
В общем - даешь «партию левых эсеров»!
Оксана Дмитриева – новая Мария Спиридонова!
В борьбе обретём мы право своё!
Эх, мечты-мечты...