Александр Татаренко Недозволенная память Западная Беларусь в документах и фактах: 1921-1954-е годы
О зверском обращении охраны и администрации лагеря с польскими военными Франтишек Кушель, узник Старобельского лагеря, в своих воспоминаниях «Дорога к Катынскому лесу» («Спадчына», 2000 г.) сообщил следующее: «В Старобельск нас прибыло около 2 000 офицеров, в том числе – пять генералов. Здесь мы встретили большое количество польских солдат и офицеров. Лагерь размещался в стенах бывшего православного монастыря. Стены были высокие. На расстоянии примерно десяти метров от монастырских стен большевики поставили вторую – густую сетку из колючей проволоки с вышками, обставленными пулеметами, А, в случае, если бы подвели стены, проволока и пулеметы – чекисты приготовили для нас еще одно препятствие: в полосе, замкнутой между монастырскими стенами и колючими засеками, день и ночь бегали большие собаки, специально обученные для охоты на людей.
Люди спали на голом, покрытом клеенкой, полу – один возле другого. Бани не было. В скором времени появились вши. Всегда можно было увидеть такую картину: группа худых, посиневших от холода людей сидит и бьет вшей в своих лохмотьях. В лагере собрали практически одних интеллигентов: инженеров, врачей, учителей, адвокатов и т.д.
На территории лагеря находились две церкви: одна когда-то была собором, вторая – обычная монастырская церковь. Коммунисты из собора сделали свинарник, а церковь стояла пустая, там складывали всякий хлам, пока мы не нашли там убежище. Рядом было кладбище. Чекисты повыворачивали кресты, памятники, разорили могилы. Руководство лагеря решило использовать фамильные склепы под туалеты.
Однажды пригнали нас за церковь и приказали копать яму для мусора и помоев. Выкопали мы уже довольно глубокую яму и неожиданно зацепили лопатами труп. О находке сообщили коменданту лагеря. Пришел энкэвэдэшник, осмотрел яму и труп, удостоверился, что яма довольно глубокая, и приказал закопать труп на дне ямы. Офицеры попытались протестовать, заявив, что покойница была все-таки человеком. Чекист сердито заявил: «Не все ли равно где эта паскудина будет лежать?» И монашку закопали на дне мусорника».177
http://be.convdocs.org/docs/index-78014.html?page=9
Старобельск был захвачен немцами 10 июня 1942 г. Автор воспоминаний Ф. Кушель - известный предатель и палач белорусского народа.