ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
14 октября 2008 года
Московский окружной военный суд в составе - судьи полковника юстиции Елфимова В.В., с участием старшего военного прокурора отдела надзора 5 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Близеева И.Ю., старшего военного прокурора 1 отдела 4 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Космодемьянского А.В., адвокатов: Карпинского Р.С., представившего удостоверение № 3135, выданное 13 марта 2003 года, и ордера № 22 и № 23 от 13 августа 2008 года; Ставицкой А.Э., представившей удостоверение № 5224, выданное 4 апреля 2003 года, и ордера № 26 и № 27 от 13 августа 2008 года, при секретарях: Подлесной Н.А., Мещеряковой Е.Н., Черненко Е. А., рассмотрев в порядке ст. 125 УПК РФ в закрытом судебном заседании жалобу адвокатов Карпинского Романа Сергеевича и Ставицкой Анны Эдвардовны на постановление Главной военной прокуратуры от 21 сентября 2004 года по т.н. «Катынскому» уголовному делу, которое в отношении ряда лиц было прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - за смертью виновных, а в остальной части - на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - за отсутствием состава преступления и п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - за отсутствием события преступления,
УСТАНОВИЛ:
21 сентября 2004 года Главная военная прокуратура закончила предварительное следствие по уголовному делу, возбужденному 22 марта 1990 года прокуратурой Харьковской области Украинской ССР по факту обнаружения в лесопарковой зоне г. Харькова захоронений останков польских граждан, которое впоследствии было передано в ГВП и принято к производству 27 сентября того же года.
По результатам расследования действия отдельных лиц из числа руководства НКВД СССР, принимавших решение о расстреле граждан, были квалифицированы по п. «б» ст. 193-17 УК РСФСР (1926 г.), как превышение власти, имевшее тяжелые последствия при наличии особо отягчающих обстоятельств. Уголовное дело в отношении них прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - за смертью виновных, в отношении остальных - в соответствии п. 4 ч 1 ст. 24 УПК РФ - за отсутствием в деяниях состава преступления и на основании п. 1 ч. ст. 24 УПК РФ - за отсутствием события преступления.
20 августа 2008 года адвокатами Московской коллегии адвокатов «Липцер, Ставицкая и партнеры» в соответствии с заключёнными соглашениями на представление интересов граждан Республики Польши, как ими указано:
- Артура Томашевского (Artur Tomaszewski) и Томашевски Хелен - сына и вдовы Томашевского Шимона Яновича, 1900 года рождения, коменданта милицейского поста г. Кобылья (Польша);
- Витомилы Волк-Езерской (Wolk-Jezierska Witomila) - дочери Волк Викентия Вацлавовича, 12 мая 1909 года рождения, поручика, кадрового офицера;
- Халины Михальской - дочери Узембло Станислава Юзефовича, 1 января 1889 года рождения, майора резерва;
- Ежи Велебновского (Wielebnowski Jerzy) - сына Велебновского Александра Леоновича, 6 июля 1897 года рождения;
- Ежи Малевича и Кшиштофа Малевича (Krzysztof Malewicz) - сыновей Малевича Станислава Вацловича, 23 августа 1889 года рождения, коменданта полевого госпиталя;
- Ванда Родовича - внука Родовича Станислава Теодоровича, 1883 года рождения, майора резерва;
- Кристины Кшышковяк и Ирэны Эрхард (Irena Erchard) - дочерей Адамчика Михаила Антоновича, 10 сентября 1903 года рождения, коменданта милицейского поста;
- Кристины Мещанковской - дочери Мелецкого Станислава Яновича (Ивановича), 22 апреля 1895 года рождения, капитана;
- Кшиштофа Романовского - двоюродного брата Жолендзиовского Ришар да Александровича, 27 марта 1887 года рождения, подполковника резерва;
- Густава Эрхарда - сына Эрхарда Стефана Адамовича, 2 сентября 1900 года рождения, подпоручика резерва,
в Московский окружной военный суд в порядке ст. 125 УПК РФ была подана жалоба.
В ней ставится вопрос о признании постановления от 21 сентября 2004 года о прекращении уголовного дела №159 незаконным и возложении на Главную военную прокуратуру обязанности вынесения постановления о признании потерпевшими родственников польских граждан, перечисленных в жалобе.
В обоснование этого они сообщают, что в ходе расследования были обнаружены документы, подтверждающие направление всех (кроме 395 человек) военнопленных, содержавшихся в Козельском, Осташковском и Старобельском лагерях, в том числе и указанных ими лиц, в распоряжение Управлений НКВД, соответственно, по Смоленской, Калининской и Харьковской области.
По их мнению, бесспорным является тот факт, что в соответствии с решением Политбюро ЦК ВКП (б) от 5 марта 1940 года о рассмотрении в особом порядке дел в отношении находившихся в лагерях для военнопленных польских граждан, а также арестованных, содержавшихся в тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии, с применением к ним высшей меры наказания, польские граждане, интересы родственников которых они представляют, были расстреляны в местах обнаружения массовых захоронений.
Ссылаясь на признание Главной военной прокуратурой совершения преступления в отношении конкретных польских граждан, которым был причинен физический, моральный и имущественный вред, адвокаты считают, что Томашевский Шимон Янович, комендант милицейского поста г. Кобылья (Польша); Волк Викентий Вацлавович - поручик, кадровый офицер; Узембло Станислав Юзефович, майор резерва; Велебновский Александр Леонович; Малевич Станислав Вацлович, комендант полевого госпиталя; Родович Станислав Теодорович, майор резерва; Адамчик Михаил Антонович, комендант милицейского поста; Мелецкий Станислав Янович (Иванович), капитан; Жолендзиовский Ришард Александрович, подполковник резерва; Эрхард Стефан Адамович, подпоручик резерва являются потерпевшими по т.н. «Катынскому» уголовному делу. Поскольку же по делам о преступлениях, последствиями которых является смерть лица, права потерпевших переходят к одному из его близких родственников, следовательно, органы предварительного расследования должны были вынести постановления о признании потерпевшими близких родственников указанных выше лиц, чего сделано не было, чем были нарушены их права и законные интересы и затруднен доступ к правосудию.
Ссылаясь на положения ст. 42 УПК РФ и правовую позицию, изложенную в ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, полагают, что проведенное расследование является неэффективным.
В судебном заседании в подтверждении своей позиции акцентировали внимание на сообщении, как в нем указано, начальника группы подполковника юстиции Шаламаева СВ. в Генеральное консульство Республики Польша в г. Москве от 21 апреля 1998 года №3у-6818-90 о том, что «Волк Вицент Вацлович числился в списках узников Козельского лагеря НКВД СССР и в числе других был расстрелян весной 1940 года».
Старший военный прокурор отдела надзора 5 управления Главной военной прокуратуры полковник юстиции Близеев И.Ю., старший военный прокурор 1 отдела 4 управления Главной военной прокуратуры полковник юстиции Космодемьянский А.В. возражали против удовлетворения жалобы, поскольку, по их мнению, оснований для признания постановления о прекращении т.н. «Катынского» дела от 21 сентября 2004 года незаконньм, а польских граждан, чьи интересы представляют адвокаты Карпинский и Ставицкая А.Э. в настоящем судебном заседании, потерпевшими по делу, не имеется.
При этом они помимо отдельных несовпадений орфографического свойства в изложении персональных данных на лиц, содержавшихся в лагерях, с гражданами, интересы которых представлены в суде, заявили о том, что доказательств, которые бы свидетельствовали о насильственном характере смерти указанных военнопленных, в материалах уголовного дела нет. Кроме того, обратили внимание на то, что действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации признание граждан потерпевшими по делу не отнесено к компетенции органов прокуратуры.
Рассмотрев материалы проверки и, обсудив доводы жалобы, исхожу из следующего.
В соответствии со ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред. По окончании предварительного расследования потерпевший имеет право знакомиться со всеми материалами уголовного дела, получать копии постановлений о его прекращении. Ему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, компенсируется в денежном выражении моральный вред.
В связи с жалобой адвокатов Карпинского Р.С., Ставицкой А.Э. Главной военной прокуратурой в судебное заседание были представлены материалы т.н. «Катынского» уголовного дела. Их анализ показывает, что достоверно установлен факт гибели в результате расстрела 1803 польских граждан, ранее содержавшихся в Осташковском, Старобельском и Козельском лагерях НКВД СССР, чьи останки были эксгумированы.
При этом из архивных документов усматривается, что Технической комиссией польского Красного Креста (ТК ПКК) и Международной комиссией, эксгумировавшими в 1943 году останки польских граждан в Катынском лесу, эти останки идентифицированы не были, личности погибших не установлены, а останки вновь были захоронены.
В 1991 году в результате эксгумаций, проведенных с участием представителей польских правоохранительных органов, судебно-медицинских экспертов и других специалистов, найденные останки позволили идентифицировать личность лишь 22 лиц. Из них 16 польских полицейских и пограничников, ранее содержавшихся в Осташковском, и 6 военнопленных - в Старобельском лагерях НКВД СССР (т.31, л.д. 5-110, 142-231; т. 183, л.д. 36, 39-41).
Среди них Томашевский Шимон Янович, 1900 года рождения; Волк Викентиий Вацлавович, 12 мая 1909 года рождения; Узембло Станислав Юзефович, 1 января 1889 года рождения; Велебновский Александр Леонович, 6 июля 1897 года рождения; Малевич Станислав Вацлович, ... августа 1889 года рождения; Родович Станислав Теодорович, 1883 года рождения; Адамчик Михаил Антонович, 10 сентября 1903 года рождения. Мелецкий Станислав Янович (Иванович), 22 апреля 1895 года рождения. Жолендзиовский Ришард Александрович, 27 марта 1887 года рождения.
Эрхард Стефан Адамович, 2 сентября 1900 года рождения, не значатся.
В ходе расследования данного уголовного дела из Центрального особого архива Государственного архивного управления при Совете Министров СССР в 1990 году был получен «Список учетных дел на убывших военнопленных из Старобельского лагеря НКВД СССР».
В нем значатся под:
- № 3400 Узембло Станислав Иосифович, 1889 года рождения (т 3 л.д. 98);
- № 1151 Жолендзиовский Ришард Александрович, 1887 года рождения (т. 3, л.д. 33);
- № 2219 Малевич Станислав Вацлович, 1888 года рождения (т 3 л.д. 63);
- № 3869 Эрхард Стефан Адамович. 1900 года рождения (т. 3, л.д. 112).
Согласно «Списку военнопленных Осташковского лагеря НКВД СССР» в распоряжение начальника УНКВД по Калининской области необходимо было направить значившихся под:
- № 10 Велебновского Александра Леоновича, 1897 года рождения (т. 11, л.д. 203);
- № 5 Адамчика Михаила Антоновича, 1903 года рождения (т. 11, л.д. 218);
- № 5 Томашевского Шимоиа Яновича. 1900 года рождения (т. 11, л.д. 278).
В «Алфавитном списке польских военнопленных Козельского лагеря НКВД СССР», как в нем указано, составленном по спискам польских военнопленных Козельского лагеря НКВД СССР, отправленных в распоряжение УНКВД СССР по Смоленской области в апреле - мае 1940 года, значатся:
- Волк Викентий Вацяавович, 1909 года рождения (т. 120, л.д. 12);
- Мелецкий Станислав Янович, 1895 года рождения (т. 120, л.д. 41);
- Родович Станислав Теодорович, 1883 года рождения (т. 120, л.д. 54).
Сведений о дальнейшей судьбе указанных лиц при расследовании «Катынского» уголовного дела установлено не было. В ходе следствия останки названных граждан среди обнаруженных, эксгумированных и исследованных трупов расстрелянных польских военнопленных, содержавшихся в лагерях НКВД СССР, также не идентифицированы.
При таких данных оснований для утверждения о том, что в результате преступления, предусмотренного п. «б» ст. 193-17 УК РФ (1926 г.) причинена смерть Томашевскому Шимону Яновичу, 1900 года, Волку Викентиию Вацлавовичу, 12 мая 1909 года рожд., Узембло Станиславу Юзефовичу, 1 января 1889 года рожд., Велембновскому Александру Леоновичу, 6 июля 1897 года рождения, Малевичу Станиславу Вацловичу, 23 августа 1889 года рождения; Родовичу Станиславу Теодоровичу, 1883 года рождения; Адамчику Михаилу Антоновичу 10 сентября 1903 года рождения; Мелецкому Станиславу Яновичу (Ивановичу) 22 апреля 1 895 года рождения; Жолендзиовскому Ришарду Александровичу' 27 марта 1887 года рождения; Эрхарду Стефану Адамовичу, 2 сентября 1900 года рождения, не имеется.
С учетом изложенного, у следственных органов отсутствовали основания как для признания, в соответствии со ст. 42 УПК РФ, одного из их близких родственников потерпевшими по данному делу, так и для ознакомления последних либо их представителей с материалами дела, выдачи копий процессуальных и иных документов.
Не может поставить под сомнение данный вывод и ссылка на сообщение ГВП от 21 апреля 1998 года №3у-6818-90, так как оно было дано по незаконченному производством уголовному делу и впоследствии не подтвердилось результатами проведенного расследования.
Поскольку отдельным томам т.н. «Катынского» уголовного дела решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 22 декабря 2004 года, в том числе и постановлению о прекращении уголовного дела от 21 сентября 2004 года присвоен гриф «совершенно секретно» в связи с нахождением в них документов со сведениями, составляющими государственную тайну, а часть из них предназначена «для служебного пользования», то в соответствии со ст. 21 раздела VI Федерального закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в редакции от 22 августа 2004 года с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 №8 - П, определениями Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. № 293-0, от 10 ноября 2002 г. № 314-О), ознакомление с ними представителей иностранного государства не представляется возможным.
В соответствии с разделом VI Федерального закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1, данные материалы не подлежат разглашению, так как это может нанести ущерб безопасности и другим, существенно важным интересам Российской Федерации.
Данная правовая позиция соответствует и требованиям п. «Ь» ст. 2 «Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам» (ETS № 30) (заключена в г. Страсбурге 20 апреля 1959 г.).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 125 УПК РФ, 7 за отсутствием состава преступления и п. 1 ч.1 ст. 24
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу адвокатов Карпинского Романа Сергеевича и Ставицкой Анны Эдвардовны:
- о признании незаконным постановления Главной военной прокуратуры от 21 сентября 2004 года по т.н. «Катынскому» уголовному делу, которое в отношении ряда лиц было прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - за смертью виновных, а в остальной части - на основании п. 2 ч.1 ст. 24 УПК РФ - за отсутствием состава преступления;
- о возложении на Главную военную прокуратуру обязанности по вынесению постановления о признании потерпевшими по делу родственников Томашевсеого Шимона Яновича, Волка Викентия Вацлавовича, Узембло Станислава Юзефовича, Велебновского Александра Леоновича, Ьалевича Станислаа Вацлавовича, Родовича Станислава Теодоровича, Адамчика Михаила Антоновича, Мелецкого Станислава Яновича (Ивановича), Жолендзиовского Ришарда Александровича, Эрхарда Стефана Адамовича и предоставлении им возможности для реализации прав, предусмотренных ст.ст. 42 м 45 УПК РФ, оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Военную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 суток со дня его вынесения.
Копия верна.
Судья Московского окружного военного суда
полковник юстиции В.В. Елфимов