http://www.inosmi.ru/europe/20091022/156398546.html
Правда про Катынь, но не про Освенцим... ("El Pais", Испания)
Lluís Bassets (Льюис Бассетс ) 22/10/2009
Их убивали одного за другим, выстрелом в затылок. 21 857 человек. Цвет польского офицерства, а также тысячи специалистов самого разного профиля. Лучшие представители страны, которые не хотели мириться с её исчезновением и разделом между Германией и Советским Союзом, двумя великими державами, оккупировавшими Польшу в сентябре 1939 года. Это произошло весной 1940 года, в те же самые дни, когда в тюрьмах и казармах франкистской Испании шли массовые казни людей по политическим мотивам, хотя и диаметрально противоположным.
Массовой убийство было совершено по предложению Берии, направившего письмо Сталину 5 марта 1940 года и имевшего гриф «совершенно секретно». В письме сотрудникам НКВД предписывалось провести специальные судебные заседания без приглашения задержанных и без предъявления им обвинений, в ходе которых они должны были быть признаны виновными и приговорены к «высшей мере наказания через расстрел».
Несколько месяцев спустя, гитлеровская Германия нападёт на Советский Союз. Из более чем 22 000 задержанных советскими властями поляков только 448 спаслись от гибели, были амнистированы и пополнили ряды польской армии в изгнании под командованием генерала Андерса. Советское рукооводство и лично Сталин разыгрывали крайнее изумление в связи с непонятным исчезновением польской армии до тех пор, пока немцы не дошли до Смоленска и не обнаружили братские могилы в Катыньском лесу. Они не преминули сообщить об этом всему миру.
Людей расстреливали в трёх местах, но только в Катыни, где это происходило под открытым небом на краю вырытых могил, остались явные свидетельства массового убийства. Геббельс тут же использовал открывшиеся факты в качестве пропагандистского оружия, позволившего ему на какое-то время отвлечь внимание мировой общественности от уже начавших поступать сообщений о фашистских концлагерях. СССР отреагировал в свойственной ему манере: признать катыньский расстрел как преступление, совершённое НКВД, означало расписаться в сотрудничестве с фашистами. Союзники вели себя покорно по отношению к советскому диктатору: как превозносимый Обамой Рузвельт и «прогрессивно мыслящие» политики типа Черчиля, которым восхищается Аснар и неоконсерваторы, оба стали отрицать события в Катыни лишь бы ублажить своего союзника.
А вот в Испании правда стала известна буквально сразу. Но это была однобокая правда, поскольку была другая, ещё страшнее. В 50-60-е годы испанцам рассказывали про Катынь, но умалчивали про Освенцим. В случае же с остальными европейцами и американцами всё было наоборот: они знали про Освенцим, а про Катынь не знали. В советской историографии дела обстояли ещё хуже: ни Освенцима, ни Катыни. В Великой Отечетственной Войне против фашистской Германии был только один герой – Сталин. Не было евреев, которых уничтожали в концлагерях, а Советы не были палачами Катыни.
Доказательная документация, включая вышеупомянутое письмо Берии, хранилась за семью печатями в архивах КПСС, и доступ к ней имела лишь партийная верхушка. Горбачёв игнорировал все просьбы о публикации, включая запросы генерала Ярузельского, но не смог избежать того, чтобы начатая им же перестройка пролила свет и на это массовое убийство. В конце концов, в 1988 году Москва признала ответственность своих органов безопасности за совершение данного преступления, но извинения были принесены лишь в октябре 1990 г. Передавая в декабре 1991 года бразды правления Б.Ельцину, Горбачёв лично вручил ему папку, в которой хранилось письмо Берии Сталину, и предупредил: «Боюсь, что могут возникнуть осложнения в межгосударственных отношениях. Но теперь решать тебе». В 1992 году Ельцин передал всю документацию в Верховный Суд Российской Федерации с тем, чтобы она была включена в обвинительные материалы на процессе против КПСС как преступной организации, а также переслал президенту Польши Леху Валенсе.
О Катыньском расстреле известно почти всё. Имена исполнителей и лиц, отдававших приказ, причины преступления и документальные доказательства. Никто в России не был признан виновным или хотя бы допрошен по данному делу. Два года назад польский режиссёр Анджей Вайда (Andrzej Wajda) леденящую кровь кровь картину, которая сейчас вышла на экраны Испании. Но в путинской России о сталинизме вновь предпочитают не вспоминать, что вызывает естественную обеспокоенность поляков.
У Катыни такой же срок давности, что и у столь же жестоких преступлений, совершённых испанцами друг против друга. Однако наш Верховный Суд возбудил дело против Бальтасара Гарсона (Baltasar Garzón), следователя, который решил досконально разобраться в преступлениях эпохи франкизма. А это то же самое, что говорить правду про Катынь, но не про Освенцим, Бухенвальд и Маутхазен.
Оригинал публикации: Katyn sin Auschwitz
Опубликовано: 22/10/2009 12:53