30 октября 2011 года, в День памяти жертв политических репрессий, в Выставочном зале МК «Медное» в Твери (ул. Симеоновская, 39) открылась новая выставка - «Земля Соловецкая». Как отметил в момент открытия известный тверской художник Владимир Иванович Образцов, Соловки, Тверь и Иерусалим находятся на одной долготе – 36-м градусе восточной долготы, и это глубоко символично. Значительную часть экспозиции занимают юношеские картины академика живописи Бориса Владимировича Фёдорова, написанные им в 1967 году и выставленные впервые. Это взгляд на Соловки молодого человека, в чьем сознании еще нет места Соловецкой Голгофе. Художественный ряд дополнен «Соловками» и «Большим Заяцким островом», двумя его картинами октября 2011 года, – совсем иного колорита.
И хотя сюжет одной из них (справа) напоминает картину Левитана «Над вечным покоем», покоя в произведении Б.Фёдорова нет, убежден научный сотрудник МК «Медное» Иван Валерьевич Цыков. На картине запечатлен Большой Заяцкий остров, на который возили рожать узниц, а прежде там был скит. Здесь умерло много рожениц и младенцев.
Главными экспонатами выставки следует считать подлинные пули, извлеченные из черепов расстрелянных на Секирной горе и красное знамя «Лучшему ударному сектору !» - расстрельной команде.
Некоторые документы рассказывают о судьбах тверских (калининских) священников на Соловках. В частности, выставлены документы священника из Фировского района Алексея Александровича Шмелева, село Пухтина Гора. Он был приговорен «тройкой» по 2-й категории к 10 годам, умер на этапе.
В Калининской области разнарядка на «врагов народа» по приказу 00447 была такой: 3000 человек по 2-й категории, 1000 – по первой (расстрел). Однако только с 4-го квартала 1936 года по 1-е полугодие 1938 года по приказу № 00447 было арестовано 10 017 человек: бывших – кулаков – 6949, уголовников – 1112, прочего контрреволюционного элемента – 1956 человек.
Впервые выставлены документы, конкретизирующие судьбу протоиерея Фёдора Беллавина, двоюродного брата Патриарха Тихона, благочинного Торопецкого благочиния. Федор Беллавин отбывал срок в Соловецком и Потемском лагерях. Когда он в 1933 году вернулся из заключения, средства для существования он добывал тем, что лепил свечки и продавал их. В 1937 году он получил новый срок – 10 лет, и умер в Зубцовской тюремной больнице в 1940 году. Зубцовские священники были потрясены, узнав, что Фёдор Беллавин умер в Зубцове. Эти документы найдены заместителем директора МК «Медное» по научной работе Еленой Николаевной Образцовой.
К слову, еще 2 февраля 2010 года на доме № 39 по улице Соловьева была открыта мемориальная доска «В этом доме проживал Федор Беллавин, который с 1897 года был настоятелем Спасо-Преображенской церкви и во времена репрессий мученически окончил свою жизнь в заключении».
Авторы выставки: Б.В.Фёдоров, Е.Н.Образцова, И.В.Цыков. Выставка работает до 20 ноября.
Выставочный зал, по всей вероятности, переместится в другое помещение, а МК «Медное» в конце 2010 года перейдет из ведения Государственного музея политической истории России (СПб, особняк Кшесинской) в ведение Музея современной истории России (Москва, бывший музей Революции).
На втором плане – студийные живописные работы молодого Бориса Фёдорова (он – второй справа).
Борис Фёдоров (слева), Владимир Образцов и одна из посетительниц у работ Бориса Федорова из стекла – обе 2011 года: «Сакральное» (техника моллирования) и «Реквием» (гутная техника: выдувное стекло). На заднем плане – студийная графика молодого Федорова.
Елена Образцова у стенда со знаменем расстрельной команды.
«Острова особого назначения»
Б.Федоров. «Соловки», пастель, 2011. Видно свечение над Соловками в виде голубя или креста.
Перечень отдельных работ некоторых художников, работавших в СЛОНе.
Из биографии Фёдора Беллавина.
У картин Бориса Федорова «Соловки» и «Большой Заяцкий остров», написанных в конце октября 2011 года.
Слева направо: Владимир Образцов, Борис Федоров, Иван Цыков, Елена Образцова и один из посетителей - тверской дизайнер Петр Кожевников.